|
|
|
Кандидат психологических наук, психотерапевт, специалист в области гендера |
Еще статьи эксперта
|
|
|
|
Март - разбираем архетип Мага |
Еще об архетипе:
|
|
Часть 1
Часть 2 (резюме)
Часть 1
Здравствуйте, дорогие участники!
В январе и феврале мы исследовали Искателей и Мудрецов. Вот, что у нас получилось:
По мере продвижения к концу проекта эта таблица будет наполняться деталями и особенностями каждого конкретного архетипа и в результате у нас
получится игровой карманный справочник-путеводитель по архетипам.
Сегодня мы исследуем гендерный портрет Магов – добрых и злых волшебников и волшебниц, таинственных личностей,
шаманов, алхимиков и эзотериков. Тех, кто умеет открывать себе и другим двери в иные пространства.
Мой личный фаворит в этом образе – Дэвид Боуи в роли короля гоблинов в фильме "Лабиринт".
Интересно, что в русском языке нет достойного и элегантно звучащего женского варианта слова “маг”. Определенно, это стоит поисследовать!)
В качестве визуальной опоры я взяла работы волшебницы объектива Энни Лейбовиц. Портреты выстроены в ряд от более выраженных
гендерных признаков к нейтральной андрогинной середине и от нее – к противоположному гендерному полюсу.
Мы будем работать на пересечении образа Мага и гендерной фото-шкалы, вписывая лица в представленные образы.
Задание 1.
Позиционируем Мага в плоскости гендера, возраста, сексуальной ориентации
Попробуем представить, кто из представленных на шкале персонажей мог бы органично смотреться в нарядах Мага?
Кто, наоборот, смотрелся бы в них странно?
Какой вывод о гендерной окраске Мага мы можем сделать на основе этого воображаемого эксперимента?
На ком магический образ сидит лучше – на молодых героях, персонажах среднего возраста или личностях вневозрастных?
Что вы думаете о сексуальности Мага? Насколько она проявлена и к кому могла бы быть направлена?
Задание 2.
Выделяем ключевые гендерные маркеры Мага
Что делает Мага – Магом? Без чего его невозможно представить?
Есть ли у него ключевой аксессуар, деталь, предпочитаемый цвет, покрой, длина, материал?
Отпустите фантазию и исследуйте особенности стиля этого архетипа. Как может быть одет Маг, чье предназначение – видение, прозрение, понимание тайных законов?
То, что является его «эссенцией», принадлежит к женскому или к мужскому костюму?
Задание 3.
«Двигаем» образ Мага влево-вправо по шкале
Что можно добить или необходимо убрать, чтобы образ стал более женственным или, наоборот, более мужественным?
Каковы три ключевых детали образа Мага-мужчины?
Каковы три ключевых детали образа Мага-женщины?
Часть 2 Резюме работы гендерной лаборатории
Собрав воедино мнения участников, формирую выводы о гендерной окраске Мага и тех маркерах, которые помогают вычислить
этот типаж. Дискуссия получилась противоречивая и богатая, было не так уж и легко «зацепить» гендерную окраску этого
волшебного архетипа. В нем упакованы противоречия и есть место хаосу. Спасибо всем поучаствовавшим, добавившим свой голос
в наше полифоническое звучание!
Мы можем воспринимать Мага как образ, выраженный через полюса гендерной шкалы: «очень мужской» или «очень женский» портрет.
Одновременно, кто-то из нас может видеть его внегендерным, пластичным и меняющимся в зависимости от целей и задач, которые
стоят перед ним. Есть видение, объединяющее эти картины: маг присутствует на обоих полюсах и сквозь роскошные женские образы
просвечивает волевая мужская «суть», а за мощным мужским предъявлением проглядывает феминная чувствительность и тонкость. Он пластичен и выразителен.
Вот как это схватывалось участниками лаборатории (привожу фрагменты комментариев):
- Эссенция мужского и женского, предельные черты, сходящиеся воедино. Скорее всего маг не двигается по гендерной шкале, а занимает ее начальную и конечную точки
- У меня вышло, что на магов больше похожи те, у кого гендерные признаки выражены явно. Странно! А вот люди с некоторыми чертами другого пола почему-то совсем не воспринимаются магами
- Гендерная окраска, наверное, двоякая. Женское в мужском и мужское в женском
- Получается и для мужчины и для женщины: ярко выраженная гендерная принадлежность, нездешность облика…
Можно сказать, что мужского и женского у магов много, их гендерное наполнение очень...
плотное, выраженное, яркое, и я бы хотела здесь ввести такое понятие как телесность. Маги телесны,
это люди жеста, люди движения. Когда я смотрю на них, мне вспоминается кинетическая и потенциальная энергия
из школьного курса физики: даже когда они просто стоят, совершенно очевидно – сейчас как жахнет!
Их высказывание – это всегда тембр, взгляд, определенное напряжение, поза, осанка, движение, перемещение.
Где телесность, так и сексуальность, которой маги оперируют как инструментом получения и концентрации энергии:
она выступает не как соблазнение-флирт-приглашение к контакту, а как жизненная сила, связь с Матушкой-землей,
внимание к природным циклам, личная собственность, присутствие в собственном теле и доверие ему. В сексуальности
магов нет ориентированности на другого (и, соответственно, демонстрации сексуальности для привлечения внимания), но она –
необходимое топливо для их деятельности.
Вот – несколько ваших идей на счет сути мага:
- Маг – это про выражение лица и осанку, про гордо поднятую голову и спокойный прямой взгляд
- Внутренняя сила, адекватное отношение к постоянно меняющейся реальности и близость к земле
- Может управлять пространствами и понимать их законы
- Маг сексуален, и сексуальность его направлена лишь на подобного себе
- должен быть какой-то намек на силы природы: на дерево, огонь, землю и семена. Если повспоминать: обережные вышивки об этом, деревянные наличники, татуировки, разрисованные лица
- Маг как хамелеон, может быть гибкий и разный
- Сексуальная энергия - одна из базовых Сил, с которыми приходится работать магу, настоящий маг не может быть асексуальным
- Маг – это про профессионализм и развитие, а значит Маг будет настолько женственным или мужественным как требует от него профессия.
Напрашивается вывод, что гендерная окраска мага - это побочный продукт его текущей цели
Ключевые слова типажа: смотреть в суть вещей.
Основные характеристики образа
- Необычные детали, крупные и странные. Детали со смыслом, выстраивающие связь с духами, силами природы, нижними и верхними мирами и другими пространствами. Одежда как оберег
- Одежда вне моды и трендов, без лейблов
- Цвета – серый, неяркие природные цвета - немного приглушенный белый, черный, коричневый, темно-синий
- Натуральные ткани.
- Одежда, сшитая в единственном экземпляре с применением шаманских техник. Использование в украшениях и функциональных аксессуарах материалов с историей (перстень с осколком Тунгусского метеорита, ожерелье из заговоренных бусин). Вещи, которые раньше были другими вещами (украшения из переплавленного метала, перешитая одежда и т.д.)
- Покрой – полуприлегающая или просторная одежда; грудь и ноги закрыты
Сдвиги к мужскому полюсу могут осуществляться через более плотные ткани, вертикальную выстроенность образа, мужские
функциональные предметы типа посох-меч-кинжал-флейта-волшебная палочка, детали из природных материалов (дерево-камни-кости-вулканическое стекло-кожа),
фактурные ткани
Сдвиги к женскому полюсу могут осуществляться через струящиеся ткани, украшения, перстни-серьги-налобные повязки-множественные
браслеты, вышивки на одежде, расписанную одежду, фрагменты из домотканой ткани.
Архетип | Гендер | Аксессуар/Признак | Ключевое умение | Требование к одежде |
Искатель | От мужского до андрогинного | Карман/Рюкзак | Фокусироваться на цели | Комфорт и носкость |
Мудрец | Бесполый - «вне пола» | Складки/Драпировки | Накапливать знание | Комфорт и умный «кокон» |
Маг | На полюсах, объединяя полюса | Амулет/Объемная деталь | Понимать суть, управлять пространствами | Одежда со смыслом |
В завершении хочу поделиться с вами стихотворением (или, может быть, не стихотворением), которое написал в комментариях
участник под ником cinem_a. Оно очень созвучно моему пониманию магов – движущихся, действующих, видящих то, что не видят другие:
Маг всегда играет на своей волне
Вот это - присутствие потока внутри него
Не заметить невозможно, я думаю,
Еще он часто трогает руками воздух
Как будто вещи или предметы
…
Его походка неравномерна
Внимательна и не убегает
От тела далеко
Он будто идет среди невидимого мира
По этим признакам его узнать легко!
Я думаю, что принципиальных отличий в одежде
У мага нет!
Он просто должен чувствовать себя внутри нее
Как в середине мира
Который исследует сейчас и превращает
Или в котором пребывает
Поэтому его одежда
Может быть похожа
На те миры
Но, главное то, что он не слит с одеждой - он внутри!!
|